О порядке приема и регистрации сообщений.
24 февраля 2022
О порядке приема и регистрации сообщений.
Никто не застрахован от совершения разного рода криминальных посягательств, поэтому немало вопросов поступает от граждан о порядке приема, регистрации и рассмотрения сотрудниками полиции заявлений и сообщений о преступлениях (происшествиях).
Самый распространенный вопрос: куда необходимо обратиться в случае совершения в отношении гражданина противоправного деяния, и в какой форме это можно сделать?
С заявлением или сообщением, как о преступлении, так и об административном правонарушении, о происшествии, вне зависимости от места и времени совершения противоправного деяния, а также полноты сведений, можно обратиться в
любой территориальный орган внутренних дел, как по телефонам «02» или «112», так и лично в дежурную часть территориального органа внутренних дел. Письменное обращение (заявление) может быть составлено в произвольной форме. При личном обращении в дежурную часть заявителю или его законному представителю будет выдан
талон-уведомление о принятом заявлении с отражением регистрационного номера, а также с указанием сведений о сотруднике дежурной части, которым было принято заявление. Указанный талон является документом, подтверждающим факт обращения в орган внутренних дел. Также заявление может быть направлено в органы внутренних дел посредством почтовой связи или
электронной формы с заполнением соответствующих реквизитов на официальном сайте УМВД России по Владимирской области.
Сотрудники органов внутренних дел обязаны принять все поступающие к ним заявления. Отказ в приеме заявления (сообщения) о преступлении или ином происшествии со стороны сотрудников полиции недопустим.
Кроме этого, с заявлением или сообщением о противоправных деяниях заявитель может обратиться не только в дежурную часть органа внутренних дел, но непосредственно к любому сотруднику полиции, например, на улице. В данном случае сотрудник обязан установить обстоятельства произошедшего, данные о гражданине и незамедлительно передать полученную информацию в дежурную часть органа внутренних дел для регистрации и принятия мер реагирования.
Второй по значимости вопрос: в какой срок должно быть рассмотрено и принято решение по заявлению (сообщению) и каким образом можно узнать о принятом решении?
В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации по заявлению о преступлении решение должно быть принято не позднее 3-х суток с момента регистрации заявления или сообщения. Однако при определенных условиях (необходимость производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, проведения оперативно-розыскных мероприятий) возможно продление срока проверки начальником органа дознания или руководителем следственного органа до 10 суток, а также до 30 суток – руководителем следственного органа и прокурором.
Практически аналогична ситуация со сроками рассмотрения сообщений об административных правонарушениях и о происшествиях. Сроки рассмотрения таких сообщений устанавливаются руководителем органа внутренних дел с учетом сроков, определенных действующим законодательством, но не более 30 суток. При определенных условиях (проведение экспертиз и исследований и т.д.) данный срок может быть также продлен.
Информация о решениях по заявлениям (сообщениям) о преступлениях и о происшествиях в течение 24 часов с момента их принятия должна быть направлена гражданину в письменной форме, а также в форме электронного документа на адрес электронной почты, если гражданин указал в своем заявлении данный вид информирования.
И последний, самый злободневный, вопрос: куда необходимо обратиться в случае, если сотрудник полиции не принял заявление о преступлении (происшествии) или если гражданин не согласен с принятым решением по его заявлению (сообщению)?
Действующим законодательством Российской Федерации определено, что при возникновении ситуаций, когда, по мнению гражданина, нарушены его законные права, он вправе обратиться с заявлением либо с жалобой, записавшись на
личный прием к руководителю территориального органа внутренних дел, руководству УМВД России по Владимирской области или органы прокуратуры. Также заявление или жалоба могут быть направлены посредством почтовой связи или
электронной формы с заполнением соответствующих реквизитов на официальном сайте УМВД России по Владимирской области.
Е.Н. Сидорова
старший инспектор ГАПК и ИО
Отд МВД России по Гороховецкому району.